Зачем нужен стояночный тормоз
Основная задача стояночного тормоза — надежно удерживать автомобиль на месте. Однако на этом его роль не заканчивается. В случае отказа основной гидравлической системы ручник выполняет функцию аварийного тормоза и может стать последним шансом для безопасной остановки. Поэтому исправность ручника имеет решающее значение для вашей безопасности.

Основные причины, почему не работает стояночный тормоз
Проблемы с ручником почти никогда не появляются внезапно. Чаще всего они становятся следствием постепенного износа или недостаточного обслуживания. Поэтому перед началом ремонта важно точно определить, какая часть механизма дала сбой.
Ниже — пять наиболее распространенных неисправностей стояночного тормоза.
- Естественное растяжение троса. Это самая частая причина. Со временем металлический трос, идущий от рычага к тормозным механизмам, немного вытягивается. В результате ход рычага увеличивается, а усилие на колодки передается недостаточное.
- Износ задних тормозных колодок или дисков. Ручник напрямую связан с задними тормозами. Если колодки или барабаны изношены, механизму просто не хватает хода, чтобы эффективно зажать колесо, как бы сильно вы ни тянули рычаг.
- Коррозия и закисание механизма. Трос ручника и его элементы постоянно подвергаются воздействию влаги, грязи и реагентов. Со временем они могут заржаветь и потерять подвижность («закиснуть»), особенно если ручником пользуются редко.
- Неправильная регулировка. Иногда после замены задних колодок или других ремонтных работ механизм ручника оказывается не отрегулирован. Он может быть как слишком ослаблен, так и перетянут.
- Обрыв троса. Это самая серьезная, хоть и редкая поломка. В этом случае рычаг ручника будет двигаться без какого-либо сопротивления, а тормозного эффекта не будет совсем.
Игнорирование этих симптомов может привести не только к проваленному техосмотру, но и к неприятным инцидентам на парковке.

С чего начать ремонт ручника
Первым делом необходимо провести регулировку. Эта несложная процедура в большинстве случаев решает проблему с растянутым тросом. Регулировочная гайка обычно находится либо под декоративным чехлом у основания рычага в салоне, либо под днищем автомобиля. Если регулировка не помогает или ход рычага в норме, а тормоз не держит, потребуется более глубокая диагностика: проверить состояние задних колодок и убедиться в подвижности всех элементов системы. А если у вас нет опыта или необходимых инструментов, лучше доверить эту работу профессиональному сервису — это сэкономит время и снизит риск ошибок.
Как продлить срок службы ручника
Чтобы стояночный тормоз служил долго и надежно, следуйте простому правилу: пользуйтесь им регулярно. Даже если вы всегда паркуетесь на ровной поверхности, хотя бы раз в неделю активируйте ручник. Это не дает механизмам застаиваться и закисать, поддерживая их в рабочем состоянии. Зимой, во время резких перепадов температур, будьте осторожны: после поездки по лужам с последующим морозом колодки могут примерзнуть к дискам. Подробнее на сайте