До недавних пор, чтобы оформить полис ОСАГО, надо было обязательно иметь диагностическую карту. Однако с кон. 2021 техосмотр стал добровольным для граждан, которым принадлежал автомобиль либо мотоцикл младше 4-х лет при условии использования этого транспорта только для личных целей. Обязательное наличие диагностической карты на момент приобретения ОСАГО отменено для данной категории авто- и мотовладельцев. Что сейчас для получения полиса техосмотр нужен исключительно машинам, используемым для бизнеса.
Обязательность техосмотра для ОСАГО была отменена в 2021 и сейчас, через 3 года, в этом плане изменений нет. Причины такой отмены остаются прежними. ТО представлял собой формальность, автомобилисты его осуществляли исключительно для того, чтобы получить полис, нередко – вообще онлайн либо не выходя из офиса страховой фирмы. В документе не отображалось подлинное состояние машины. Это было ясно и страховщикам, которые оценивали риск аварии по своим параметрам – возраст авто, марке, стаж водителя, аварийная история. Но диагностическая карта при этом игнорировалась.
В марте 2024 был введён новый закон, направленный на борьбу с оформлением талонов удалённо. В нём устанавливается пропускная способность ПТО, высчитываемая по работающим постам. Поэтому у официального сервиса не будет возможности выдавать в течение дня 100 и более карт, в итоге будет устранён законодательный пробел. Ждать, что цены возрастут, не следует, минимальная ставка устанавливается антимонопольной службой.
Кому обязательно необходим техосмотр в 2024?
В декабре 2021 из перечня видов транспорта, которым обязательно нужен техосмотр, удалили легковые авто и мотоциклы, используемые физлицами для некоммерческих целей. С того момента по сей день законодательных изменений тут не было. По состоянию на 2024 год необходимости в диагностической карте для оформления ОСАГО нет, однако ТО по-прежнему требуется:
- служебным авто и транспорту для пассажирских перевозок: экскурсионный, автобусы, такси;
- транспортным средствам, которым более 4-х лет – это касается в т. ч. личных авто и мотоциклов;
- машинам, в конструкцию которых были внесены изменения – установка ГБО, замена мотора и т. п.;
- транспорту, у которого сменился владелец.
При отсутствии диагностической карты налагается штраф до 2 000 р. для граждан и 50 000 р. для юрлиц. Если карта была выдана при отсутствии проверки, задним числом, следует штраф в сумме до 300 000 р. для юрлиц.
Но ещё хуже здесь возможное наступление страхового случая. В случае ДТП по вине водителя автомобиля, не прошедшего ТО, страховщик вправе воспользоваться политикой регрессии, подразумевающей возмещение страховых выплат пострадавшему со стороны виновника. Ведь, если талон ТО отсутствует, не исключено, что авария случилась из-за неполадок ТС.
Может ли сотрудник ГИБДД проверить наличие ТО?
Инспектор точно не заинтересуется тем, что написано в диагностической карте, а равно в полисе ОСАГО. Однако проверить, есть ли вообще эти документы, он имеет право. Возможных причин здесь 3:
- Остановка в случае нарушения ПДД.
- Просто проверка документов.
- Проезд через границу – пограничники требуют полис и талон ТО.
Наиболее часто останавливают в случае видимых неисправностей.