Каждую осень перед автовладельцами встает извечный вопрос, способный разделить даже опытных водителей на два непримиримых лагеря: какие шины выбрать для зимнего сезона – шипованные или фрикционные? Этот выбор может значительно повлиять не только на безопасность вождения, но и на ваш бюджет. По данным статистики аварийности, правильно подобранная зимняя резина снижает риск ДТП на скользкой дороге на 50%.
Особенно актуальным этот вопрос становится в свете последних изменений климата и появления новых технологий в производстве зимних шин. Современные фрикционные шины уже не те «липучки», что были 10 лет назад, а шипованная резина научилась работать не только на льду. Давайте разберемся, что же действительно лучше подойдет для вашего автомобиля этой зимой.
Особенности резины: шипы и липучка
Шипы действуют подобно микроскопическим ледоколам, пробивая тонкую пленку воды, которая образуется на поверхности льда и снижает сцепление шины с дорогой. Эта пленка, словно смазка, уменьшает трение и затрудняет движение автомобиля. Шипы, проникая сквозь эту пленку, обеспечивают надежный контакт шины с твердой поверхностью, предотвращая пробуксовки и заносы.
Секрет сцепления фрикционных шин кроется в их способности повторять микрорельеф дорожного покрытия. Чем точнее протектор шины копирует неровности льда или снега, тем больше точек соприкосновения возникает между резиной и дорогой. Это создает эффект множества микроскопических «присосок», которые обеспечивают надежное сцепление и позволяют автомобилю уверенно двигаться даже в сложных зимних условиях. Именно поэтому инженеры разрабатывают сложные рисунки протектора с многочисленными ламелями и канавками.
Какая зимняя резина лучше: шипованная или липучка
Дорожный лед – это не монолитная глыба, а слоистый пирог, состоящий из льда, снега, пыли, реагентов и других примесей. Каждый слой имеет свою структуру и плотность. В результате многократных циклов замерзания и оттаивания в льду образуются поры, заполненные воздухом и различными частицами. Именно эти поры и делают дорожный лед настолько неоднородным и сложным материалом. Шип, проникая в лед, не столько разрывает его кристаллическую решетку, сколько проваливается в эти поры. Благодаря этому, шипованные шины демонстрируют высокую эффективность при низких температурах.
На сухом асфальте фрикционные шины могут похвастаться несколько более низким уровнем шума, но это, пожалуй, единственное их неоспоримое преимущество перед шипованной резиной. Все остальные показатели, подтвержденные многочисленными тестами, свидетельствуют в пользу шипов. Особенно заметно это становится на льду, особенно на мокром, где липучка демонстрирует крайне низкую эффективность, превращая автомобиль в практически неуправляемый объект.
Парадокс зимних шин заключается в том, что их эффективность напрямую зависит от температуры окружающей среды. При экстремальном морозе в -25°C и ниже, фрикционные шины могут показать более короткий тормозной путь, чем шипованные. Казалось бы, как такое возможно? Дело в том, что при сильном морозе лед становится настолько твердым, что шипу становится сложнее пробить его. Шип, как бы, «утапливается» в резине, теряя свою эффективность. А вот фрикционные шины, благодаря специальным резиновым смесям, сохраняют эластичность и обеспечивают надежное сцепление с ледяной поверхностью.
Что же выбрать для езды по городу?
Современные городские дороги превратились в настоящие катки. Постоянные пробки, прогрев двигателей и обильное использование реагентов приводят к образованию на асфальте ледяной корки. Особенно опасна она в условиях резких перепадов температур, когда вода из луж моментально замерзает. В таких условиях шипованная резина становится незаменимым помощником, обеспечивая надежное сцепление с дорогой. Несмотря на то, что существуют способы защитить шипы от преждевременного износа на асфальте, полностью исключить их контакт с сухим покрытием невозможно. Поэтому, если вы часто сталкиваетесь с гололедицей, шипы – ваш лучший выбор.